Вторник, 21.11.2017, 20:33

Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [28]
магия [35]
все о магии
Магия Красоты [12]
Магия Красоты
психология [35]
психология влияния... прежде всего, на себя
Здоровье. [10]
рецепты, питание
Тайные общества [13]
Тайные общества
Духовное наследие [22]
Духовное наследие славян
Легенды, артефакты [10]
Легенды, артефакты
Любовная Магия [0]
Любовная Магия
Эротика и магия [3]
Эротика и магия
Практические советы в любой сфере [15]
Любовные обряды Заговор Приворот
черная магия [37]
Денежный Эгрегор-деньги-богатство [24]
Магия привлечения денег в жизнь. Как работать с эгрегором денег.
Руны, Рунная магия, [8]
Практическая рунология
Белая магия [0]
Белая магия
Разное [0]
Разное

Главная » Статьи » Духовное наследие

Человекоподобные божества в славянском пантеоне

Человекоподобные божества в славянском пантеоне


     С течением времени человек все больше  освобождался от страха перед миром животных, и звериные черты в образах божеств постепенно начали уступать место человеческим. Хозяин леса из медведя превратился  в косматого лешего с рогами и лапами, но все же напоминающего человека. Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, может наоборот завести человека в чащу и погубить.

   С принятием христианства леший, как и другие духи природы, стали восприниматься враждебно.

   Божествами влаги и плодородия у славян были русалки и вилы, выливающие  на  поля  росу из волшебных рогов. О них говорили, то, как о девушках лебедях, прилетающих с небес, то, как о хозяйках колодцев и ручьев, то, как о мавках-утопленницах, то, как о полудницах, бегающих в полдень по хлебным полям и придающим силу колосу.

   По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выходят из своих подводных убежищ, качаются на ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти либо увлечь за собой на дно озера.

Домовой

   Это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов.

   Срубая деревья, язычник-славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным (восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый.

   Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. А уже непосредственно за порогом избы "свой" мир становиться все более чужим и враждебным.

Дворовый, Овинник и Банник

   Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник (Гуменник) - хозяин овина - еще менее, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен. В древности слово "нечистый" означало вовсе не что-то греховное или дурное, а просто менее священное, более доступное действию недобро настроенных по отношению к человеку сил.

   О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить.

   Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, выручи!"

Полевик

   Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, конечно, немедленно входили в соприкосновение с другими "малыми" божествами - Полевиками. Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела.

   А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее, стараясь передать Земле часть своей детородной силы. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

Полудица

   Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом.

Источник статьи: http://secretworlds.ru/publ/1-1-0-5096#ixzz3VCPqvoeI

 

 

Домашние боги славянского пантеона


     Малые божества населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств – доброхотов и доброжилов, во главе которых стоял домовой, живший либо в подпечье, либо в лапте, повешенном для него на печь. В новый дом домового переносили в горшке с углями  из старой печи, повторяя при этом: «Домовой, домовой, пойдем со мной!».

   Домовой покровительствовал хозяйству: если хозяева были старательны, к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой. Считалось, что с особенным вниманием домовой относился к скотине: по ночам расчесывал гривы  и хвосты коней (а если сердился, то наоборот спутывал шерсть животных в колтуны), он мог отнять молоко у коров, а мог сделать удой обильным, он имел власть над жизнью и здоровьем новорожденных домашних животных. Потому домового старались задобрить.

   При переезде  в новый дом  накануне переезда брали 2 фунта белой муки, 2 яйца, 2 столовых ложки сахара, 0,5 фунта масла 2 щепотки соли. Замешивали тесто и несли в но-вый дом. Пекли из этого теста хлеб. Если хлеб хороший, то жизнь хорошая, если плохой – то скоро переезжать. На 3-й день звали гостей и накрывали ужин и лишний прибор   ставили для домового. Наливали вино и чокались с домовым. Разрезали хлеб, угощали всех. Одну горбушку заворачивали в тряпочку и хранили вечно. Вторую солили 3 раза, втыкали ребром серебряную деньгу и клали под печку. Ставили рюмку полную до самых краев и приговаривали: «Хозяин-батюшка, сударь домовой меня полюби да пожалуй, мое добро береги, мою скотину береги, мое угощение прими и вина отпей из полной чаши. Клонились этой печке 3 раза с 3 сторон. Брали кошку и подносили  к печке в подарок домовому: "Дарю тебе домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор". Через 3 дня смотрели – выпито ли вино, если выпито, то доливалось снова. Если вино не выпито, то просили 9 дней 9 раз, чтобы отведал угощение. Угощение для домового ставили 1-го числа каждого месяца.

   Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с печью. В древности многие  верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего.
Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатого мужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков. Выражение «Чур, меня!» означало просьбу: Предок храни меня! На Руси верили, что домовой ли-цом сходен с хозяином дома, только руки у него покрыты шерстью.

   Совершенно иные божества обитали в бане, которая в языческие времена считалась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим людей. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло и воду, в жертву баннику приносили черную курицу.

   В бане также оставляли жертвы навьям – злым душам тех, кто умер насильственной смертью. Навьи представлялись в виде огромных птиц без оперения, летающих по ночам, в бурю, дождь. Эти птицы кричали как голодные ястребы, и их крик предвещал смерть. Чтобы уберечься от гнева навий, с собой всегда носили головку  чеснока, иголку без ушка или серебряный амулет.


Источник статьи: http://secretworlds.ru/publ/1-1-0-5097#ixzz3VCQ3gAWi

 

 

Категория: Духовное наследие | Добавил: morana (23.03.2015)
Просмотров: 153 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
0
1  
Звериныебожества в славянском пантеоне



В далекую эпоху, когда основным занятием славян была
охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители.
Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У
каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя
поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как
божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух,
поэтому вместо "волк" говорили лютый, а себя называли
"лютичи".

   Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи
шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными
предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным
защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший
охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. С принятием христианства
отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом  «волкодлак»
(т.е. облаченный в длаку – волчью шкуру) стали называть злого оборотня, позднее
«волкодлак» превратилось в «вурдалак».

   Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. 
Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с
весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.
Вплоть до ХХ в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег,
который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных
бед. Славяне полагали, что медведь наделен большой  мудростью, почти
всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на
гибель в лесу.

   Миф о Медведе  - хозяине леса и могущественном божестве –
сохранился в русских сказках. Истинное название этого зверя-божества было столь
священным, что не произносилось в слух и поэтому не дошло до нас. Медведь - это
прозвище зверя, означающее  "недоед", в слове
"берлога" сохранился и более древний корень – "ер" т.е.
"бурый"  (берлога – логово бера). Довольно долго медведя чтили
как священного зверя, и даже намного позднее охотники все еще не решались
произносить слово "медведь" и называли его то Михайлом Потапычем, то
Топтыгиным, то просто  Мишкой.

   Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась
Олениха (Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного
света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога
были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от
всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри
жилища. По названию рогов – «соха» – оленей и лосей часто называли сохатыми.
Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами,
сделанными из ткани, - кичку. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат
народные названия созвездий – Большой и Малой Медведицы – Лось и Лосенок. 
Небесные богини Оленихи по преданию посылали на землю новорожденных оленят,
сыпавшихся, подобно дождю, из туч.

   Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь
некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой  образ жизни, и в
облике золотого коня, бегущего по небу,  им представлялось солнце. Позднее
возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня
сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком, изображением одной или
двух конских голов. Амулет с изображением конской головы или просто подкова,
подобно другим солнечным символам считались могучим оберегом.

Источник статьи:
 http://secretworlds.ru

0
2  

     Древнейшим верховным мужским божеством  славян был Род. В христианских поучениях против язычества XII  – XIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все  народы.

   Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем
говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются  дети.

Род – повелитель земли и всего живого, он – языческий
бог-творец.

Имя Рода восходит к иранскому корню со значением божества и света, а в славянских языках корень "род” означает родство и рождение, воду  (родник),
прибыль (урожай), такое понятие как народ и родина, кроме того,  красный цвет(рдяной) и молнию, особенно шаровую, называемую  «родия».

Такое разнообразие  однокоренных слов, несомненно,
доказывает величие языческого бога.

   Много общего
с Родом имеют Стрибог и Сварог. Спутницами Рода были Рожаницы - безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия.

Образ их восходит еще к древним Оленихам, однако, Рожаницы – не столько подательницы плодородия,
сколько хранительницы жизни. 

   По наиболее древнему  представлению, Рожаницы мыслились в виде двух небесных богинь, подательниц
дождя, но дольше всего держалась вера в них, как защитниц молодых матерей и  маленьких детей.

С принятием на Руси христианства культ Рожаниц
постепенно слился с культом Богородицы, надолго пережив культ  Рода.

   В честь Рода и Рожаниц устраивались ритуальные
пиры во время осеннего праздника урожая и на зимнее
солнцестояние.

Приношения богам состояли из хлеба, меда, творога,  пирогов.

Источник статьи: [color=#0000ff]http://secretworlds.ru/publ....>

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2017Сайт управляется системой uCoz