Четверг, 17.08.2017, 02:39

Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Главная » 2015 » Февраль » 20 » Женщины в рыцарских орденах.
Женщины в рыцарских орденах.
18:56

Женщины в рыцарских орденах.

Вступление. 

Женщина рыцарь……..Кому-то на ум сразу придет образ незабвенной Орлеанской Девы,скачущей с обнаженным мечом во главе французского войска или воинственной королевы Изабеллы Кастильской. Однако большинство, я уверен, лишь ехидно улыбнется и подумает что все это очередные происки феминисток. Действительно, времена воинственных амазонок давно канули в лету, а благородную даму Средневековья гораздо легче представить томно вздыхающей над любовным сонетом, чем в рыцарских доспехах на поле битвы. Надо признать, средневековое общество, пронизанное религией, сурово обошлось с женщиной. Моральный статус женщины определялся тем, что на ней лежала основная вина за первородный грех. Даже этимология призвана была служить доказательству изначального и неоспоримого превосходства мужчины и подчиненного положения женщины. Как писал Исидор Севильский: «мужчина (uir) зовется так потому, что в нем более силы (vis), нежели в женщине, а вследствие сего он и получил имя, свидетельствующее о его добродетели, доблести (virtus)». 


Тевтонский Орден. 

Уставы большинства рыцарских Орденов были суровы к женщинам. Например в уставе Тевтонского Ордена сказано:« Ни одна женщина не может быть принята в полное служение и братство в этом Ордене, ибо часто храбрость мужей сильно смягчается от близкого общения с женщинами. Тем не менее, поскольку есть некоторая помощь больным в госпиталях, равно как и обращение со скотом, с коими женщины справляются лучше мужчин, разрешено держать женщин для такого рода вещей. Однако, их можно принять лишь с разрешения комтура, и, когда они приняты, их следует размещать отдельно от братьев, ибо целомудрие братьев, живущих вместе с женщинами, хотя бы и постоянно при свете, все равно в опасности, и также это не может долго продолжаться без скандала ». Как мы видим, дамам отводилась довольно незавидная роль. 


Женщины и рыцари храма. 

Французский устав Ордена Тамплиеров также запрещал принятие женщин в Орден. Сами тамплиеры рассматривали женщин как соблазнительниц и искусительниц, которые могут ввести их в грех, подстрекать их нарушить обеты и заставить их подвергнуть свои души опасности. Это отношение не удивительно, так как церковь полагает, что женщины нечисты посредством предательства Евы, которая развратила Адама и способствовала лишению человеческого рода благодати. Тем самым,женщины могли сбить братьев с их духовного пути. Подобные правила существовали во многих Орденах того времени. Цистерцианский орден не принимал женщин, тогда как орден премонстрантов сперва допускал их, а затем запретил прием. Тем не менее, прецеденты принятия женщин в Орден Тамплиеров были. Женщины упомянуты в тексте дарственной, сделанной в 1178 г. Эдом де Пишанж тамплиерскому дому в Ланже (Франция), в котором его мать была "сестрой". Имеются также другие подобные примеры в остальных европейских странах. 

Тамплиеры имели, по меньшей мере, один женский монастырь. В 1272г. епископ Эберхард Вормсский даровал ордену Храма право собственности и администрации на женский монастырь Мюлен, и обязанность поддерживать живущих там женщин. После уничтожения ордена Храма, монашки Мюлена были переведены в орден Госпиталя, хотя сестры были против этого перевода. 

Также были женщины, которые жили в мужских командорствах. Скорее всего, это была некая форма сегрегации в пределах одного Дома, хотя нет информации по этому поводу. Сестра Адельгейда фон Веллхейм упомянута в хартии орденского Дома в Мосбрюннене (диоцез Эйхштат) в начале XIVв. Она была бывшей женой тамплиера Рудигера фон Веллхейма и выбрала "постоянное проживание" в тамплиерском Доме Мосбрюннена, на всю оставшуюся жизнь в повиновении служить Господу. Однако, из-за своей дряхлости она не могла жить согласно Уставу, и поэтому была переведена из Дома в отдельное жилище. Хартия, описывающая ее ситуацию, свидетельствует, что она жила в командорстве до решения перевести ее в другое жилище, и что в тот период она полностью следовала Уставу как сестра ордена. 

Адельгейда вступила в орден как жена брата ордена. Устав разрешает женатым парам становиться ассоциированными членами, но подчеркивает, что жены не могут быть полноправными сестрами и жить в Доме ордена. Тем не менее, братья толковали Устав широко, отвечая нуждам ордена и его дарителей. Хотя ученые идентифицировали некоторые пары, ассоциированные с орденом, отвечающие требованиям Устава, другие хартии предполагают, что в конечном итоге в орден вступал мужчина или женщина, кто бы ни пережил другого. 

Допросы французских тамплиеров, проведенные папскими посланниками в 1309-1311гг., показывают, что некий мужчина вступил в орден вместе со своей женой. Данные, полученные во время процесса, крайне сложно интерпретировать, потому что следователи "вели" братьев признаться в определенных преступлениях, и если те отказывались сознаться вопреки инструкциям следователей, их подвергали пыткам и содержали в ужасных условиях. Тем не менее, поскольку братья осознавали, что если они будут отрицать обвинения, они могут быть покараны следователями, то их показаниям, отвергающим обвинения, можно доверять. 

Рейнан Бержерон, служащий брат, объяснил папским комиссарам, что, когда местный командор пригласил его вступить в орден, он отказался, пока его жена тоже не будет принята вместе с ним. Это условие было принято, но когда Рейнан вошел в церковь во время ритуала приема, он ужаснулся, узнав, что должен поклясться соблюдать обет целомудрия. Возражая, что он никогда не сможет сделать этого, и говоря, что он не вступит в орден до тех пор, пока ему не будет позволено оставаться со своей женой, он вышел из церкви. Однако receptor - офицер, который принимал его в орден - и другой брат побежали за ним и сказали, что он глупец, если отказывается от такой великой чести; в конце концов, они убедили его вернуться, пообещав, что все уладят, и что он и его жена будут определены в один и тот же Дом. Свидетель не сказал, прошла ли его жена через ту же церемонию приема, что и он сам; также он не объяснил, каково было ее положение в ордене. 
Другие примеры совместного вступления мужчин и женщин в орден известны по описи даров, которые те делали, вступая в орден. Гомбо и Эрменгарда д'Олуйя вступили в орден как донаты (разновидность ассоциации с орденом). Гомбо был владельцем замка Валфогона и земель в регионе Таррагоны. 31 декабря 1196г. пара вручила свою собственность и самих себя дому ордена в Барбера, и вступила в Дом как постоянно проживающие там донаты. Гомбо затем исчезает из записей: возможно, он скончался. Эрменгарда же появляется как командор соседнего Дома Раурел, где жили также другие сестры. Неизвестно, выполняла ли Эрменгарда все обязанности командора, такие, как присутствие на провинциальных капитулах, или же она посылала мужчину, представляющего ее особу, но ее титул - прецептрисса (preceptrix) - бесспорен. 

В 1288г. Жоффруа де Вишье, визитатор ордена Храма во Франции, Англии и Германии, отметил, что Аделиза, вдова Генри Морсела, "наша ассоциированная сестра" (consoror), которая жила в орденском Доме в Генте, просила его принять лорда Арнульфа Асшского, священника, на службу во вторую церковь в Гентском орденском Доме, которую основала Аделиза. Так как Жоффруа особо отметил, что Аделиза проживала в орденском Доме, возможно, что Аделиза платила за вторую церковь, так как она должна была где-то посещать часовню отдельно от братии. 

Хотя Аделиза жила в командорстве, она была не полноправной сестрой, а ассоциированной. Для наименования подобных людей использовались различные термины: familiares, conversi и conversae, confratres и consorores, donati и donatae. Familiares ("друзья") обещали принять орденские одежды, если когда либо решатся вступить в монашеский орден, дарили ордену земельные владения, но сохраняли доходы с них для своего проживания, и завещали похоронить себя на орденском кладбище. В обмен орден гарантировал им долю в своих духовных и мирских правах и привилегиях, а также финансово помогал им, в случае необходимости. Conversus или conversa (мужчина или женщина - неофит) - это люди, которые жили монашеской жизнью, принеся обеты, но не обязательно все три монашеских обета. Ученые полагают, что хотя confratres и consorores ("со-братья" и "со-сестры") были связаны со своими местными командорствами (например, делая небольшой ежегодный вклад в обмен на молитвы братьев и участие в их благочестивых деяниях), они продолжали жить в своих Домах. Орден брал на себя обязательства заботиться о них на старости лет, и достойно похоронить их после смерти. Фактически, они договаривались делать регулярные пожертвования в обмен на пособие и гарантированное захоронение. Donati и donatae (мужчины и женщины "донаты" - люди, которые вручали самих себя ордену) принимали обет послушания магистру и имели вполне определенное желание вступить в орден. Часто, если эти люди жили в Домах ордена, они носили специальную одежду, отличающуюся от одежды полноправных членов ордена: возможно, крест на их плащах был другой формы, нежели у других храмовников. Донаты не всегда носили орденскую одежду если они жили за пределами командорств, это зависело от их обязательств. 

У тамплиеров было много ассоциированных членов - как мужчин, так и женщин - некоторых из них нельзя было отличить от полноправных членов ордена. Возможно, что братья и сестры из Раурела являлись ассоциированными тамплиерами, но если они жили монашеской жизнью, соблюдали Устав и посещали церковные службы, то на практике не существовало разницы между ними и полноправными членами ордена. Беренгария Лорачская, которая упоминается в обнаруженных Фори документах XIIIв., относящихся к орденскому Дому в Барбера, записана и как donatae (ассоциированная сестра) и как soror (полноправная сестра); ее имя появляется в свидетельском списке братьев ордена (как если бы она являлась братом) и она давала советы командору Дома. Тот факт, что она была записана как свидетель, говорит о том, что она жила в пределах прецептории, но ее статус в ордене неясен. 
Примечательно, что большинство женщин, упоминающихся как полноправные или ассоциированные сестры ордена, были из Домов Каталонии. Возможно, это произошло потому, что бoльшая часть сохранившихся документов была из Каталонии и ученые детально изучили их; но это может быть сказано и в отношении Англии, где известна только одна женщина - ассоциированная сестра и ни одной полноправной сестры ордена. Наоборот, в Германии, где собрания тамплиерских документов скудны, известен один женский монастырь. Женщины на Пиренейском полуострове имели более обширные права, чем женщины в остальных европейских странах, и поэтому чаще делали пожертвования религиозным орденам, и имели возможность взять с собой свою долю имущества при вступлении в орден; так же, большинство германских женщин могли наследовать имущество и располагать им, как вздумается. Поэтому они были привлекательными неофитами для религиозных общин. Напротив, в Англии замужние женщины не контролировали свое собственное имущество, и поэтому их принятие в ордены приветствовалось в меньшей степени. 


Женщины в Орденах Испании и Португалии. 

Женщины принимались в Орден Сантьяго. Первоначально,он представлял собой братство мирян, ведущих монашеский образ жизни и сражающихся с оружием в руках, защищая церковь и слабых. Король Фердинанд II Леонский (1157-1188) передал братству цитадель Caceres в 1170 г. Предводителем рыцарей был магистр – Дон Педро Фернандес , достигший к 1171 г. договоренности с архиепископом Компостелла, в результате чего рыцари Касереса получили статус покровительствуемых Святым Иаковом, и стали известны как "Milicie Iacobitane". К 1173 г. папа Александр III принял рыцарей Сантьяго и их владения под свое покровительство, и два года спустя, одобрил их устав и признал общину как военный монашеский орден буллой "Benedictus Deus". Светские рыцари, как женатые, так и холостые, а также бывшие жены женатых рыцарей, формировали сообщество, жившее согласно общему уставу, по подобию устава Св.Августина. Согласно пересмотренному уставу (1175), традиционно составленному августинским кардиналом Алберто де Мора (в последствии избранным папой Григорием VIII ), и близко следующему уставу Св.Августина, мирские братья – рыцари принимали три евангельских обета: послушания, нищенства и брачного целомудрия. Обет целомудрия соблюдался в соответствии с положением рыцаря – то есть, рыцари, которые были уже женаты, должны были жить целомудренно в браке со своими женами. Холостые рыцари должны были оставаться непорочны. Впоследствии, из женщин были созданы целые подразделения Ордена. Одно подобное подразделение было в и ордене Калатрава. Женщин стали принимать в этой орден 1219 года (сам орден основан в 1158 году). Существовал единственный прецедент создания чисто женского Ордена- орден топорика (орден боевого топора) - orden de la Hacha в Каталонии, основанный Раймундом Беренжером, графом Барселоны в 1149 году в честь женщин, снявших осаду арабов с города Тортоса. Вероятно, орден прожил столько же, сколько его первые рыцари. Первым религиозным рыцарским орденом, в который принимались женщины в ранге «милитисса» стал орден Славной Святой Марии (The Order of the Glorious Saint Mary), основанный в Италии в 1233 году болонским дворянином Лодериго д'Андало и утверждённый папой Александром IV в 1261 году. Орден был расформирован папой Сикстом V в 1558 году. 


От позднего Средневековья до наших дней. 

Впоследствии, уже в более позднее время женщины начинают приниматься и в другие Ордена. С 1358 по 1488 год 68 женщин было принято в орден Подвязки. В восемнадцатом веке император Павел учредил Российский Мальтийский крест, Для "рыцарей"-женщин император установил особые знаки отличия 
Женщины, являвшиеся членами ордена, носили длинную черную одежду с белым восьмиконечным крестом на груди и на левом плече, суконную мантию и черный остроконечный клобук с черным же покрывалом. Женщины принимались в Орден Дракона и Орден св. Антония в Гино (Hainault). 
В Ордене Дракона леди, совершившие воинские подвиги, могли представлять свои гербы так же, как и все рыцари (то есть не ромбом, а полным щитом).Изабелла II, королева Испании и глава дома Бурбонов (1833-1868) была Магистром знаменитого Ордена Золотого Руна. 
Некоторые Ордена открыли доступ для женщин лишь в двадцатом веке. Например, Орден Бани первая женщина получила лишь в 1971 году. 


Заключение. 

В заключении, хотелось бы подвести некоторые итоги. Несомненно, присутствие женщин в рыцарских Орденах имело характер исключения, а не правила. При этом подавляющее их большинство, выполняло чисто хозяйственные или благотворительные функции. Непосредственно же посвящение женщины в рыцари было уникальным событием и случалось исключительно редко. Тут играли роль многие факторы: средневековый менталитет, религиозность общества, практическое отсутствие перед женщиной возможности военной службы. Лишь случай мог сделать женщину рыцарем. Их было немного,но смею вас уверить, мужчинам они не уступали ни в чем.......
http://www.tirrow.ru/forum/viewtopic.php?t=1277
http://www.knight-mist.ru/index/0-32
Просмотров: 399 | Добавил: morana | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 4
0
4  
Женщины-воины в истории
Средние века. (XI - XV).


Век XIII
Никола де ля Хайе (Nicola de la Haye) командовала замком Линкольн (Lincoln Castle), когда восставшие бароны и Луи, сын французского короля Филиппа, осадили его в 1217 году. Она была дочерью барона де ла Хайе, наследственного смотрителя замка Линкольн) Она удачно защищала город от нескольких набегов восставших, и была назначена шерифом Линкольншира (Lincolnshire) в 1216 году.
Орден Чудесной Святой Марии был основан в Италии в 1233 году и утвержден Папой Александром IV в 1261 году. Это был первый религиозный рыцарский орден, официально жаловавший звание "militissa" для женщин. Орден был запрещен Сикстусом V (Sixtus V) в 1558 году.
В 1240 году Тевтонские рыцари были осаждены пруссаками и нашли убежище в нескольких городах. В Кульме (Culm) большинство рыцарей были в конечном счете перебиты, и город мог быть взят, если бы не усилия женщин города. Они закрыли ворота, надели броню и встали на стену с копьями в руках. Пруссаки были отбиты. (источник: Women Warriors)
Графиня Пемброкская (Countess of Pembroke) была назначена командовать рыцарями своего мужа в 1267 году, т.к. тот отсутствовал дома.
Жанна Наваррская (1271-1304)(Jeanne of Navarre) была правителем Наварры, Бри (Brie) и Шампани (Champagne). Ее мужем был король Франции Филип Красивый (King Philip the Fair of France). Она водила свою армию против графа де Бара (Count de Bar), когда тот попытался восстать против нее.
В 1297 году графиня Росс (Countess of Ross) руководила своими личными отрядами во время битвы Вилльями Уоллеса (William Wallace) и Эндрю де Морэй (Andrew de Moray) с англичанами.
Пьер Жентьен (Pierre Gentien), французский поэт 13 века, написал стихотворную эпическую поэму, в которой он назвал около 50 женщин, которые, чтобы подготовиться к Крестовому Походу, участвовали в турнире.

Источник: Сайт любителей живой истории и фехтования г. Брянска - "Вольный Дрыномашец"
оригинал статьи:
http://sb.pp.ru/his/his002.htm#4

0
3  
Касательно сестер в Ордене Госпитальеров могу сказать, что, насколько мне известно, их функции заключались в уходе за больными и ранеными, а не в боевых действиях. Поэтому, не думаю, чтобы данных сестер считали «рыцарями», хотя они и состояли в ордене. Это был особый орден, называемый The Ladies Knights of Malta(Мальтийские леди-рыцари), был основан в 1107 году Агнес –аббатисой монастыря Святой Марии Магдалины (согласно The British Herald by Thomas Robson, printed in 1830). 
Если у Вас имеются какие-то другие сведения – поделитесь с нами. 

 

Возможно, наиболее интересный момент, относящийся к данной теме, состоит в следующем: 
во французском языке в средние века было два слова chevaleresse и chevalière, используемые двумя способами. Одно слово обозначало жену рыцаря, а второе использовалось для обозначения рыцаря-женщины, как предполагается. У Menestrier, автора, писавшего о рыцарстве в 17 веке, есть следующий пассаж: 

«Не всегда было необходимо быть женой рыцаря, дабы получить этот титул (звание). Иногда, когда мужские фьефы предоставлялись женщинам как особая привилегия, они брали звание chevaleresse…» 

Отсюда следует, что в средние века действительно существовал социально признанный класс женщин-воительниц – явление совершенно забытое, неизученное и обойденное молчанием в наше время. Информации очень мало и ее надо собирать буквально «по кусочкам», и я надеюсь, что мы сможем продолжить эту беседу и найдем примеры в книгах, хрониках и документах, которые смогут помочь «очертить» это явление и разобраться в нем более подробно. Кроме того, возможно, нет смысла ориентироваться исключительно на время средневековья, а попытаться собрать все упоминания о женщинах-воительницах и женщинах-рыцарях вне зависимости от хронологических рамок. 

Со своей стороны пока могу привести «Указатель источников по вопросу «Женщины в войне» (на английском языке) 
Women in War Bibliography http://www.globalfolio.net/monsalv....war.htm 

An Account of Women at Tournaments (Chronicles of Henry Knighton c. 1347-1348) 
http://www.chronique.com/Library/Tourneys/women_at_tourney.html

Последний раз редактировалось: Galina (Пт Ноя 09, 2007 6:53 pm), всего редактировалось 1 раз

0
2  
нсигнии Ордена Подвязки 

Список леди Ордена подвязки с 1358 по 1488 год 
• Queen Philippa, wife of King Edward III (1358) 
• Isabella, Countess of Bedford, daughter of Edward III (1376) 
• Joan, Princess of Wales, mother of King Richard II (1378) 
• Constance, Duchess of Lancaster, 2nd wife of John of Gaunt (1378) 
• Mary, Duchess of Brittany, daughter of King Edward III (1378) 
• Maud, Lady Courtenay, niece of King Richard II (1378) 
• Philippa of Lancaster, later Queen of Portugal, daughter of John of Gaunt (1378) 
• Elizabeth, Duchess of Exeter, daughter of John of Gaunt (1378) 
• Philippa, Countess of Oxford, daughter of Enguerrand VII de Coucy and granddaughter of King Edward III (1378) 
• Isabel, Countess of Cambridge, later Duchess of York, wife of Edmund of Langley (1378) 
• Anne of Bohemia, consort of King Richard II (1384) 
• Eleanor, Countess of Buckingham, later Duchess of Gloucester, wife of Thomas of Woodstock (1384) 
• Anne, Countess of Pembroke (1384) 
• Elizabeth, Countess of Salisbury (1384) 
• Catherine of Lancaster, later Queen of Castile, daughter of John of Gaunt (1384) 
• Joan, Lady Mohun (1384) 
• Maud, Countess of Oxford (1386) 
• Elizabeth, Countess of Nottingham, later Duchess of Norfolk (1386) 
• Constance, Lady le Despencer (1386) 
• Elizabeth, Lady de Vere (1386) 
• Blanch, Lady Poynings (1386) 
• The Lady Gomeneys (1387) 
• Katherine Swynford, longtime mistress and third wife of John of Gaunt (1387) 
• Alice, Countess of Kent, sister-in-law of King Richard II (1388) 
• Mary de Bohun, Countess of Derby, wife of Henry Bolingbroke, Earl of Derby, and mother of King Henry V 
• Elizabeth, Lady Trivet (1390) 
• Lady Joan Beauchamp (1390) 
• Joan, Lady Fitzwalter (1390) 
• Isabel of France, Queen-Consort of King Richard II (1397) 
• Catherine, Duchess of Gelders (1399) 
• Joan, Duchess of York, 2nd wife of Edmund of Langley (1399) 
• Margaret, Marchioness of Dorset (1399) 
• Joan, Countess of Westmorland (1399) 
• Blanch Bradeston (1399) 
• Agnes, Lady Arundel (1399) 
• Margaret, Lady Roe of Hamlake (1399) 
• Margaret, Lady de Courcy (1399) 
• Joan of Navarre, Queen-consort of King Henry IV (1408) 
• Philippa of Lancaster, daughter of King Henry IV, later Queen of Denmark, Sweden, and Norway (1408) 
• Margaret, Countess of Holland (1408) 
• Blanche, Duchess of Bavaria, Daughter of King Henry IV (1408) 
• Philippa, Duchess of York (1408) 
• Maud, Countess of Salisbury (1408) 
• Margaret, Lady Waterton (1408) 
• Margaret, Lady Beaufort (1408) 
• Agnes de Gomeneys (1408) 
• Beatrix, Countess of Arundel (1413) 
• Katharine of Valois, Queen Consort of King Henry V (1420) 
• Isabel, Countess of Warwick (1432) 
• Alice, Countess of Suffolk (1432) 
• Eleanor, Duchess of Gloucester (1436) 
• Jacqueline, Duchess of Bedford (1436) 
• Margaret of Anjou, Queen-Consort of King Henry VI (1448) 
• Anne, Lady Moleyns (1448) 
• Emmeline, Lady Say and Sele (1448) 
• Margaret, Lady Beauchamp (1448) 
• Alice Norreys (1448) 
• Margaret, Lady Harcourt (c.1468) 
• Elizabeth Wydville, Queen Consort of King Edward IV (1477) 
• Elizabeth of York, daughter of King Edward IV, later Queen-Consort of King Henry VII (1477) 
• Elizabeth, Duchess of Suffolk, sister of King Edward IV (1477) 
• Cicely of York, later Lady Welles, daughter of King Edward IV (1480) 
• Mary of York, daughter of King Edward IV (1480) 
• Margaret Beaufort, Countess of Derby, mother of King Henry VII (1488) 

Order of the Garter http://www.answers.com/topic/order-of-the-garter 

 
Члены Ордена Подвязки 

Большое изображение http://www.heraldicsculptor.com/knights-of-the-garter.htm

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2017Сайт управляется системой uCoz