существуют легенды о трех версиях кольца Соломона.
Поскольку мусульмане очень уважают библейского царя Соломона, именуя его на арабский манер Сулейманом, и считают, что сам Аллах избрал его в пророки, то неудивительно, что две легенды о Соломоне почерпнуты именно из исламских источников.
По одной из версий, способность Соломона повелевать могучими демонами-джиннами была дана ему по воле Аллаха. Согласно этой мусульманской легенде, восемь ангелов Аллаха вручили Соломону драгоценный камень, дающий ему власть над ангелами и ветрами.
Четыре других ангела дали ему камень, который позволял управлять живыми существами на земле и в воде.
Ещё один ангел принёс царю третий камень, дающий ему возможность сравнять горы с землёй, осушать моря и реки, превращать их в плодородные земли и, наоборот, -- превращать сушу в моря и реки.
Наконец, четвёртый камень позволил ему отдавать приказы всем добрым и злым духам, живущим между небом и землёй.
Из всех четырёх чудесных талисманов Соломон сделал кольцо, с помощью которого мог постоянно проявлять свою власть над миром. Он использовал его, чтобы собрать джиннов-строителей, когда решил воздвигнуть храм, посвященный Иегове. Джинны-женщины готовили ему еду и прислуживали за столом, занимавшим площадь с квадратную милю. Все жители Иерусалима приглашались на эти грандиозные пиры. Таким образом, можно сделать вывод, что кольцо Соломона имело вид обычного кольца с вделанными в него четырьмя камнями. Другая легенда более романтичная и часто пересказывается в многочисленных источниках, причем существует в различных версиях. Вот одна из версий. Царь Соломон однажды в минуту душевного смятения обратился за советом к придворному мудрецу с просьбой: "Помоги мне! Слишком многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!" На что мудрец ответил: "Я знаю, как помочь тебе". И мудрец протянул царю кольцу с высеченной на его внешней поверхности надписью: "Это пройдет". Отдавая кольцо, мудрец пояснил удивленному царю: "Когда нахлынет на тебя, Государь, сильный гнев или сильная радость, ты посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!" Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но однажды настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот, -- еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И это тоже пройдет". Прошло много лет и Соломон состарился. Вспоминая о казавшихся когда-то важными делах, он с грустью размышлял о том, что все прошло, вновь и вновь прочитывал не дававшие больше утешения надписи на кольце. Проводя пальцем по краю кольца, он вдруг ощутил неровности, похожие на выдавленные буквы. Царь кликнул слугу, обладавшего отменным зрением и тот с трудом прочитал надпись: "Ничего не проходит". -- Мудрая притча, -- согласился Скавронов. -- То есть, по этой версии артефакт представлялся в виде достаточно толстого кольца с тремя надписями на древнееврейском языке? -- Совершенно верно, -- подтвердил Тавров. -- Кстати, весьма любопытна еще одна версия легенды об этом кольце. Однажды царь Соломон увидел богатого ювелира, кичившегося своим искусством и доходным ремеслом, принесшим ему богатство. Такое бахвальство рассердило царя и он повелел ювелиру: "Раз уж ты такой умный и искусный, то изготовь мне кольцо, которое делает грустных весёлыми, а весёлых грустными. И если через три дня кольцо не будет готово, то я велю тебя казнить". Как бы не был талантлив и искусен в ремесле ювелир, но на третий день он со страхом пошёл к царю с перстнем для него. У порога дворца он встретил Рахавама, сына Соломона, и вспомнил, что в Торе сказано: "Сын мудреца -- половина мудреца". И ювелир поведал Рахаваму о своей беде. Тот пожалел ювелира, взял гвоздь и с трёх сторон кольца нацарапал три еврейские буквы: гимел, заин и йуд. Рахавам отдал кольцо изумленному ювелиру и заверил его, что с этим можно смело идти к царю. Соломон одел кольцо, задумчиво повертел его на пальце и тут же понял значение нацарапанных букв: это аббревиатура фразы "И это тоже пройдёт". Как крутится кольцо, все время показывая разные буквы, так крутится мир, и так же крутится судьба человека. И подумав, что сейчас он сидит на высоком престоле, окружённый всеми великолепиями, а это пройдет, он сразу стал грустен. Прошло время, удача отвернулась от царя, демон Ашмодай закинул его на край света и Соломону пришлось три года скитаться. Но, глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и ему становилось весело. -- По этой легенде выходит, что кольцо такое же по форме, но имеет всего три буквы на внешней стороне, -- заключил Скавронов. -- Но каким же было кольцо в действительности? -- Более древним источником, нежели мусульманские легенды, является самый древний европейский гримуар, -- магическая книга, -- написанный первоначально на разговорном греческом языке "койне", принятом в Римской империи и называвшийся "Завещание Соломона". В "Завещании" так описывается происхождение кольца Соломона. Когда в Иерусалиме строился Храм, царь Соломон заметил, что его любимый юный подмастерье чахнет день ото дня. Когда Соломон спросил мальчика, что с ним случилось, тот ответил, что каждый день, после заката солнца на него нападает некий злой дух, который не только отбирает у него половину денег и еды, заработанных за день, но и сосет кровь из большого пальца его правой руки. Тогда Соломон отправился в Храм и молился там денно и нощно о том, чтобы этот демон был отдан в его руки и Соломон получил бы власть над ним. Услышав эту молитву, Бог послал Соломону Архангела Михаила, который и вручил ему небольшое кольцо, на печати которого была вырезана Пентальфа, являющаяся Печатью Бога, которая дает власть над всеми демонами, мужчинами и женщинами. Обрадованный Соломон дал мальчику кольцо и приказал при следующем появлении Демона бросить ему в грудь это кольцо и произнести: "Именем Бога! Соломон приказывает тебе явиться к нему". Когда Демон явился снова, мальчику удалось все это исполнить, хотя тот умолял не бросать в него кольцо, обещая в награду все золото земли. Под воздействием магической силы кольца демон был вынужден предстать перед Соломоном и объявить ему свое имя. Подчинив одного демона, Соломон вызвал к себе и подчинил других демонов, при помощи которых он и построил Великий Храм. Впоследствии Соломон стал беспокоиться, что если вдруг кольцо будет похищено, то остальные люди тоже смогут воспользоваться его кольцом -- и это может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому он, используя свою власть, собрал семьдесят два главных демона в медный сосуд, запечатал его кольцом и бросил в глубокое озеро. Но удача с течением времени отвернулась от царя. Оставшиеся на свободе демоны рассказали об этом жителям Вавилона и внушили им, что в сосуде спрятаны самые ценные царские сокровища. Люди -- не без помощи тех же самых демонов -- сумели найти и выловить кувшин. Семьдесят два демона вырвались из сосуда и обрели свободу. Окончательно Соломон потерял всю свою власть над демонами после того, как влюбился в девушку по имени Сонманитес из народа ювесиан. Та пообещала отдаться ему, если Соломон поклонится богам ювесиан Рафану и Молоху. Ослепленный страстью Соломон выполнил желание девушки и, по выражению из древнего текста "Завещание Соломона", -- который приписывается самому царю, -- "слава Бога совершенно покинула меня; и дух мой померк, и я стал забавой для идолов и демонов". Вот такая печальная история царя Соломона и его Кольца. -- И как же выглядело это кольцо? -- Кольцо серого металла, неподверженного окислению железа, с вырезанной на нем печатью Пентальфа, иначе говоря пентаграммой, -- пояснил Тавров. -- Именно такое кольцо было у отца Иоанна.
|